Специальный проект ПАРАД ПОБЕДЫ

ТАСС В ГОДЫ ВОЙНЫ

Работа Телеграфного агентства Союза ССР (ТАСС) в годы войны стала важным вкладом в Победу.

Ветераны агентства вспоминали, что Сталин в один из первых дней войны позвонил руководителю ТАСС Якову Хавинсону и спросил: «Как вы будете обслуживать нас сейчас своей информацией?», отметив при этом, что значение информации «неизмеримо возрастает». И получил ответ: «Вы будете получать информацию гораздо раньше и чаще, чем это было до сих пор». В ТАСС круглосуточно дежурил фельдъегерь, который еще до передачи информации в эфир получал ее машинописные копии и отвозил в Кремль.

На фото: Агитационный плакат «Окно ТАСС» в поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера (в дни блокады Ленинграда). Автор: Василий Федосеев, октябрь 1941 года.

«С "ЛЕЙКОЙ" И С БЛОКНОТОМ»

Несмотря на воздушные тревоги, бомбежки, эвакуацию, голод и всевозможные трудности, агентство не прекращало работать ни на минуту. Так было в Москве, Ленинграде и во всех городах страны и за рубежом, где работал ТАСС. Агентство принимало и передавало всю поступающую в Москву информацию: и от корпунктов за рубежом, и от корреспондентов на фронтах. Передавали сводки Совинформбюро и сообщения в действующую армию, фронтовые и дивизионные газеты и всей советской печати.

В первые дни войны в ТАСС была создана фронтовая редакция, отделы контрпропаганды, расширен отдел радиоперехватов и ряд других. Многие сотрудники агентства ушли на фронт по призыву или добровольцами в ополчение. А те, которые остались, стали фронтовыми корреспондентами в действующей армии. С фронта многие не вернулись.

На фото:  Спецкорр ТАСС М. Строков (справа), сотрудник газеты «Знамя Советов» И. Чекин и корреспондент газеты «За Родину» А. Розен берут интервью у танкиста после боя, февраль 1944 года.

200 СТРАНИЦ В СУТКИ

Несмотря на то, что к осени 1941 года почти весь коллектив ТАСС был эвакуирован в Куйбышев, «главный ТАСС» продолжал работать. В Москве осталось около 30-ти человек, включая руководство агентства. А в Куйбышеве был организован «ТАСС в миниатюре» – с редакционными, административными и техническими звеньями – на случай, если фашисты все-таки захватят Москву.

Оставшиеся в столице сотрудники ТАСС работали даже в подземке – на станции метро «Белорусская» (радиальная). Вот как вспоминал те годы один из журналистов: «…Комнаты ТАССа находились на 10 метров ниже перрона метро, и я помню тягостное ощущение подземелья, когда, кажется, что на тебя постоянно давит сверху земля. Под досками пола была вода… Над нами по рельсам, которые насквозь пронизывали наше помещение у потолка, путешествовали крысы…»

Нагрузка на тех, кто трудился в Москве, особенно в первый год войны, была колоссальная. В сутки передавалось более 200 страниц информации, что составляло свыше 7 часов чистого эфирного времени! 

На фото: Ответственный руководитель ТАСС Яков Хавинсон, 5 марта 1942 года.

«Окна ТАСС»

Самым известным проектом агентства военных лет были «Окна ТАСС», ставшие продолжением традиций «Окон сатиры РОСТА».

В Ленинграде первый плакат «Окон ТАСС» появился на улицах города 24 июня 1941 года, а в Москве – 27 июня 1941 года. «Окна ТАСС» рисовались вручную с помощью трафаретов.

Агитационные плакаты были призваны в ярких и простых образах укрепить веру людей в неизбежность победы над врагом, поднять боевой дух солдат. Плакаты расклеивали в городах на информационных стендах, в витринах магазинов, отправляли на фронт в войсковые части, пересылали с партизанскими отрядами за линию фронта для информирования населения на оккупированных территориях и т.д.

«Окна ТАСС» очень быстро приобрели огромную популярность в стране и к середине войны выпускались почти во всех крупных городах СССР, где были объединения художников: в Киеве, Харькове, Куйбышеве, Ташкенте, Туле, Пензе, Чите, Бийске, Фрунзе, Саратове, Свердловске, Казани, Горьком и других.

Только в московской редакции над «Окнами ТАСС» работали 125 художников и 83 писателя. Тексты для них писали Демьян Бедный, Самуил Маршак, Павел Антокольский, Василий Лебедев-Кумач, Сергей Михалков и многие другие известные писатели. Отдавали свой талант лучшие художники, живописцы, графики и карикатуристы – Михаил Черемных, Павел Соколов-Скаля, Федор Кондратов, Кукрыниксы и другие.

По силе эмоционального воздействия «Окна ТАСС» сравнивались современниками событий военных лет с песней «Священная война», ставшей своеобразным гимном защиты Отечества, и «Седьмой симфонией» Дмитрия Шостаковича. С 1941 по 1945 год только московской редакцией было создано около 1500 политических плакатов тиражом свыше 2 миллионов экземпляров.


«Окно ТАСС» 177 «Аттестат зверости».

Художники: КУКРЫНИКСЫ.

Текст: Самуил Маршак.

Война в фотообъективе

Летопись Великой Отечественной войны невозможно представить без уникальных фронтовых снимков. Их авторы – тассовские фотокорреспонденты. В их числе – Макс Альперт (самый знаменитый снимок – «Комбат»), Евгений Халдей («Знамя Победы»), Марк Редькин (первый репортер, сфотографировавший лагерь смерти Освенцим сразу же после его освобождения), Эммануил Евзерихин (его называли летописцем Сталинградской битвы), Наум Грановский (именно через объектив его фотокамеры мы можем видеть Москву 30–40–50–60-х годов) и другие тассовские корреспонденты – люди, чьи имена навечно вписаны в летопись отечественной военной журналистики.

Отснятые пленки передавались в Москву с любой оказией или привозились самими корреспондентами. Как правило, надпись на пакете была лаконична: «В Фотохронику ТАСС». И посылки с таким «адресом» попадали по назначению.

На фото: Военный фотокорреспондент Марк Редькин у реки Шпрее в Германии, 5 мая 1945 года.

Многие снимки тассовских корреспондентов стали документальными свидетельствами преступлений фашизма и вошли в обвинительный приговор Нюрнбергского трибунала. И сегодня об ужасах той войны, о героизме советских солдат, о трудовом подвиге народа мы можем судить именно по фотографиям и кадрам документальной кинохроники, которые сделали люди, прошедшие все фронты Великой Отечественной «с "лейкой" и с блокнотом».

На фото: Военные фотокорреспонденты, кинооператоры, писатели и журналисты у стен поверженного Рейхстага, 5 мая 1945 года.